«Санта-Барбара», титры и «голый» стоп-кадр

В рамках Одесского международного кинофестиваля открылся арт-проект «Мыло», – посвященный сюжетам мыльных опер. На выставке были представлены работы 15-и художников со всей Украины, – это и живопись, и скульптуры, и фотографии и даже живая инсталляция. О самом жанре «мыло» и его ипостасях – далее в сюжете.

Если слыша эту мелодию – вам не хочется застрелиться, вы наверняка родились в 2000-ных. К сожалению, мыльные оперы – это не просто жанр кинематографа – это реалии нашей современной жизни. Стереотипы, над которыми так и хочется поглумиться.

Собственно кинематографическим жанром – «мыльные оперы» можно назвать с большой натяжкой. Игрой актеров данные «произведения» зачастую не блещут, да и сюжетными поворотами не особо впечатляют. Примитивная чудаковатость во всей своей красе! Зато легко усваиваются и не требуют от зрителя особого мыслительного процесса.

Алина Гордиенко, куратор арт-проекта «Мыло»:
“В проекте «мыло» представлены около 15-и молодых художников Украины. Концепция проекта заключается в том, что художники показывают различные клише и ситуации из сериалов.
Собственно – если сам жанр не побуждает своего зрителя включать мыслительную деятельность, то выставка – прямая противоположность. Зачастую даже сами художники не в состоянии объяснить смысл своих работ.”

Дмитрий Эрлих, художник:”Такой некий абсурд рая, так скажем. Это рай на земле. – А что у них за маски? – Сварочные… Обычно из одевают, чтобы не ослепнуть от сварки. Вот они их одели, чтобы не ослепнуть от поцелуя.”

Другие же – наоборот, стремятся, как можно реалистичнее передать ту зацикленность на тысячи-восемьсот-затертой серийности, которая присутствует у ярых фанатов «мыла».

Роман Громов, художник:
“НА этой выставке у меня представлена работа начало фильма «Санта-Барбара». Называется «Вечное-1844-я серия». Это фундоментальный сериал 90-х и это лицо мыльной оперы 10-илетия.”

К слову, «сериалы» – и «мыльные оперы» – это два совершенно разных жанра. Вот и подумайте, – а вы уверены, что ваше любимое многосерийное кино – это не то самое «мыло»?

Анна Бух, Андрей Симченко, Дневник кинофестиваля, телекомпания «Репортер»