Последние приготовления к 5-му Одесскому международному кинофестивалю почти окончены

11-го июля в 18:00 состоится большое открытие. Традиционно оно начнется с красной дорожки. Пока празднество шика и гламура не заполонило город – наша съемочная группа решила узнать, как поживают одесские кинематографисты, и готовятся ли они показать мастер-классы классического искусства.

Традиционная «ярмарка тщеславия» от Оперного театра перенеслась к театру Музыкальной комедии. Справедливости ради стоит признать – без красной дорожки не проходит ни один большой кинофестиваль. Но Одессе есть что показать и кроме шикарных нарядов.

Дмитрий Миронов, начальник цеха съемочной и осветительной техники Одесской киностудии:
“Каждый конкретный оператор, когда приходил и заказывал для конкретного кадра, у каждого были свои просьбы и требования. Вот тут эффект такой – камера вращается вокруг актера. Ну сейчас она не использовалась уже лет 30.”

Практически вся техника, которая использовалась при съемках на Одесской киностудии – изготавливалась в этом цехе. Самые смелые операторские и режиссерские идее находили тут свою реализацию. Теперь всё по-другому.

Дмитрий Миронов, начальник цеха съемочной и осветительной техники Одесской киностудии:
“На сегодняшний день, конечно маловато… В первую очередь у нас нет камер! Это беда, потому, что камеры, которые есть – они немножко вчерашний день! А того, что требуется на сегодня – надо от чего-то приобретать. То, что касается света, и то, что можем сделать руками – ещё остались люди, которые могут это сделать.”

Пока фестивальные мастера достраивают сцену, ремонтируют улицу и прокладывают красную дорожку в операторском цехе на киностудии проходят творческие встречи с профессионалами. Своего рода передача опыта в маленькой, но уютной компании.

Игорь Шевченко, кинорежиссер-постановщик:
“Одесса, к сожалению, перестает быть кинематографическим городом. Одесса была кинематографческой, когда Одесса снимала фильмы собственного производства. К сожалению последние несколько лет этого не происходит. По ряду, как объективных, так и субъективных причин. Собственно весь украинский кинематограф сейчас остановился.”

Украинское кино в Одессе постепенно вымирает. Профессионалы уступают место аматерам. Государственные заказы практически не поступают, а продюсеры не стремятся вкладывать деньги в заведомо убыточные проекты. Рынок-то украинский не окупается.

Александр Вейцман, режиссер, сценарист:
“В Одессе люди, которые хотели бы снять кино – немножко принижают в ценовом плане продукт.
Есть украинские кинематографисты, но вот это широкое кино, которое крутиться в массы – оно почему-то снимается в Москве. Оно считается официально украинским – и это обидно! Украинское кино ещё не до конца решило на каком языке оно хочет снять фильмы, и это тоже проблема!”

Саша – молодой режиссер из Израиля. Говорит – основной упор на земле обетованной сделали на студенческое кино. Если есть идея – спонсоры обязательно найдутся. Да и само государство не скупится на развитие кинематографа. Правда, и тут есть свои нюансы.

Александр Вейцман, режиссер, сценарист:
“Оно политическое. Когда ты приходишь в фонд – твой шанс получить финансирование возрастает в миллионы раз, если сюжет твоего фильма затрагивает арабо-израильский конфликт. Поэтому документальное кино у них процветает, потому, что там не обязательно затрагивать эти темы.
Фонд израильского кино получает от государства в год 20 миллионов шекелей. Это пять миллионов долларов.”

ЗА КАДРОМ: Как бы то ни было – украинским студентам-кинематографистам такое отношение может только снится! Фестивали – с одной стороны – дают шанс на продвижение кинематографа. Но с другой стороны – под маской блеска и мишуры – скрывается старенький одесский кинематограф, помогать которому встать на ноги – никто не собирается!

Игорь Шевченко, кинорежиссер-постановщик:
“Конечно, кино нужно смотреть не в интернете, не по телевизору, а на большом экране. Фестиваль, в той форме, в которой он может это сделать – эту традицию возрождает и поддерживает. А вот то, что Одесская киностудия перестала снимать свои фильмы – конечно, это плохо!”

Анна Бух, Андрей Симченко, телекомпания «Репортер»